PowerBox

Трогаемся с места

Прежде всего разучим вариант руления, который подойдет для большинства водителей как образцовый вариант. Руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения на нем почти до перекрещивания. Сотрите из своей памяти фразу «Руки нельзя перекрещивать!», если вы слышали ее в свое время от инструктора в автошколе. Это мнение давно устарело. Итак, ваши руки перекрещены, а руль надо поворачивать дальше – что делать? Рука, находящаяся внизу, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается до упора. Итак, при повороте влево правая рука всегда остается на руле в исходном положении, то есть соответствуя положению «от 2 до 3 часов», когда колеса стоят прямо.

Именно тот факт, что одна рука всегда остается на руле, поможет вам вернуть колеса в прямое положение. Левая рука при повороте налево делает перехват за верхнюю часть руля, и вы можете вращать рулевое колесо дальше, а правая рука делает перехват-перекат в нижнем секторе рулевого колеса, не прерывая с ним контакта, чтобы не потерять исходную точку. Так вы поворачиваете руль до упора. Чтобы вернуть руль в исходное положение, повторяйте те же действия в обратной последовательности – и вы поставите передние колеса прямо. Знать, на какой угол повернуты колеса и когда они стоят прямо, невозможно ни при каком другом способе вращения руля.

Преимущество описанного приема заключается в том, что вы можете максимально быстро повернуть колеса «от упора до упора» – а это значит, что время вашей реакции и ответных действий на поведение автомобиля тоже резко сократится, например при возникновении заноса. Постоянно следите за положениями своих рук во время поворота. Ваша задача – добиться, чтобы они начали выполнять правильные движения автоматически. Большую пользу принесет тренировка на площадке. Делайте «восьмерки» на минимальной скорости, постепенно увеличивая ее. Однако мы немного забежали вперед. Итак, вернемся к троганию с места.

Всем известно, что первым камнем преткновения является злополучное трогание с места. Речь идет о том неуловимом моменте, когда, плавно нажимая на педаль газа и одновременно отпуская педаль сцепления, надо почувствовать некое «схватывание» и тут же плавно прибавить газ. Выполнить два синхронных действия ногами начинающему водителю обычно крайне сложно, тем более что сильно мешает дрожь в коленках. Нужно ли во обще ловить этот пресловутый момент? Действительно ли дерганье при трогании с места и упорно глохнущий двигатель – непременные спутники начинающего водителя?

Попробуем по-другому. Знаете, что будет, если сильно прибавить газ, подняв обороты двигателя почти до максимальных, и просто бросить педаль сцепления? Автомобиль рванет с места, оставляя на асфальте черные следы от шин, – так стартуют на гонках. Попробуем мы что-то подобное, но в более щадящей форме, подняв обороты двигателя всего до полутора-двух тысяч в минуту. Если автомобиль оборудован тахометром, научиться держать такие обороты – не проблема. На это, правда, потребуется некоторое время. Если на автомобиле тахометр отсутствует, держать обороты придется по звуку двигателя на слух. Это несколько сложнее, и времени на то, чтобы освоить правильную работу педалью газа, потребуется больше.

Ученик начинает привыкать к педали газа, а главное, он начинает понимать, что педаль газа очень чувствительная и любое прикосновение к ней может вызвать резкое увеличение оборотов двигателя. Вряд ли удастся избежать того, что двигатель несколько раз взревет, раскручиваясь почти до максимальных оборотов, но, как говорится, на ошибках учатся. Как только ваш ученик научился держать постоянный газ, тут же он может плавно отпускать педаль сцепления. Никаких моментов, когда сцепление «схватывает», ловить не надо. Ваш автомобиль легко и плавно тронется с места. Держу пари, что если пригласить сто человек, ни разу не сидевших за рулем, и объяснить вышеизложенный прием, то абсолютно все из этого числа с первого раза, плавно, без рывков смогут тронуться с места.

Спросите у любого водителя с большим стажем, как он трогается с места. Скорее всего, вы услышите зазубренную когда-то в автошколе фразу: «Очень плавно отпускаю педаль сцепления, в то же время увеличиваю обороты двигателя». Водитель со стажем лукавит. Но на самом деле, трогаясь с места бесчисленное количество раз каждый день, он делает все совершенно не так. Ему незачем анализировать свой доведенный до автоматизма алгоритм движений. Но если бы он потрудился это сделать, то с удивлением обнаружил бы, что трогается таким образом: прибавляет газ до полутора-двух тысяч оборотов, не пользуясь при этом тахометром и не слушая двигатель (при его автоматизме выполнения заученных действий в этом нет необходимости), и тут же плавно отпускает педаль сцепления. Между этими двумя движениями нет паузы. Это подтверждает, что никакого момента, когда сцепление начинает «схватываться», профессионал не ловит. Оптимальный вариант получается у него автоматически. Профессионал трогается с места абсолютно так же, как я советую трогаться вам.

Еще один камень преткновения для новичков – это трогание на автомобиле, стоящем на подъеме. Трогайтесь с ручника, подложив сначала для верности кирпич под колесо, – и вы научитесь трогаться на подъеме! Вам поможет камень (или кирпич), вернее, пропадет страх, что автомобиль покатится назад, и все станет получаться. Трогайтесь с места с постоянным газом, о чем говорилось выше. Сцепление надо отпускать плавно, и в тот момент, когда оно начнет «схватывать» (это будет ощущаться по снижению оборотов двигателя), надо быстрым движением отпустить ручной тормоз, не теряя времени, немного прибавить газ, ведь автомобиль стоит на подъеме и нужно заставить двигатель работать с большей мощностью.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru