PowerBox

Что значит «хорошо водить автомобиль»?

Что представляет собой хороший водитель? «Этот парень – водитель от Бога!» – скажет кто-то, но я в этом очень сомневаюсь. Начинающий водитель испытывает большие трудности буквально во всем: ему трудно трогаться с места (если речь идет об авто с ручной коробкой), трудно чувствовать габариты машины при маневрировании, он боится скорости, но не чувствует ее, и, в конце концов, ему просто страшно за рулем. Но есть и асы, то есть те, кому с самого начала не страшно за рулем. И вот мы слышим фразу: «А этот – водитель от Бога»! Но мне дико страшно с таким водителем «от Бога» ездить. Хочется мертвой хваткой вцепиться во все ручки и тормозить, упершись ногой в пол. Почему? Потому что он все делает неправильно! У него нет чувства автомобиля.

Что такое чувство автомобиля? Это так просто и в то же время так сложно! Благодаря ему, например, происходит выбор скорости и дистанции. «Куда прешь?» – кричали извозчики когда-то на московских и питерских улицах. Водители, к сожалению, прут и сегодня, всегда, везде и по любому поводу. А мастерство – это искусство там, где можно, ехать быстро, там, где действительно опасно, снижать свой темп.

Одна женщина чувствовала себя очень неуверенно в городском потоке. Автор проехал с ней по городу, чтобы выяснить причину страха. Оказалось, что она всегда ехала буквально вплотную за впереди идущим автомобилем. Это вызывало излишнее напряжение, особенно если впереди оказывался грузовой автомобиль или автобус, полностью перекрывающий видимость. На вопрос, почему она так делает, последовал ответ, что так ездят все и так учил инструктор. «Надо оставлять впереди себя воздух, люфт, то есть дистанцию, – объяснил я ей, – чтобы увеличить обзорность, свободу маневра, выиграть место для контраварийных действий».

Я проехал с ней по центру Москвы, несмотря на большую транспортную загрузку улиц, всегда оставляя впереди как минимум метров десять. И никто не влез! Почему? Это было выполнено вполне гармонично, в полном соответствии с ритмом потока, потому что я всегда так езжу. Секрет прост: нужно найти свое место в потоке. Она попробовала соблюдать дистанцию и удивленно сообщила, что страх прошел и она начала получать удовольствие от управления автомобилем. Скорее всего, «висеть на хвосте» она научилась незаметно для себя, в поездках с другими водителями, невольно копируя манеру их вождения. Недаром говорят, дурной пример заразителен.

Может, несоблюдение дистанции – это одна из главных причин, объясняющих, почему мы видим на улицах городов множество мелких аварий? Почему вообще случаются аварии? Кто виноват? На 80 % сами водители! Не надо говорить, что аварии совершают нетрезвые водители! Доля таких случаев составляет всего 2,8 %. И конечно, совсем комично утверждение о том, что это сами работники ДПС или государственные чиновники показывают дурной пример, нарушая правила дорожного движения. Не менее абсурдно и заявление о том, что всему виной состояние наших дорог.

Давайте разберемся! Складывается впечатление, что сами водители не совсем понимают, что такое автомобиль, как он едет, что такое – физика движения. Автомобиль – это как минимум тонна веса, которая движется с большой скоростью и касается поверхности дороги только четырьмя маленькими поверхностями, размером с небольшую книжку. Если бы водители это понимали, то никогда не ездили бы на изношенных шинах или на зимних шинах летом, умышленно снижая сцепление этих самых участков контакта с дорогой, увеличивая тормозной путь как минимум на 20 %. Или проверяли бы регулярно давление в шинах, недостаток которого дает такой же плачевный эффект при торможении или маневре.

Давление в шинах важнее, чем думают многие. Скажете, водители со стажем это хорошо знают? А знают ли они, что, разгоняясь, тормозя, поворачивая влево или вправо руль, прежде всего, меняется нагрузка на шины в области контакта. Это значит, что водитель при торможении перераспределяет вес с задних колес на передние. В повороте сцепление шин с дорогой резко меняется – внешние шины держат лучше, чем внутренние, а все вместе намного хуже, чем при движении по прямому участку дороги.

По моему убеждению, стаж вождения автомобиля не имеет ничего общего с умением водить машину. Большинство водителей все это время просто закрепляют свои ошибки, не понимая, в чем они состоят. Например, рулят одной рукой. Помните: рулить одной рукой допустимо только при выполнении дополнительных действий: переключении передач, включении фар и т. п. Ни один водитель не застрахован от попадания в экстремальную ситуацию. Например, переднее колесо машины может резко и неожиданно лопнуть «на взрыв» (скажем, от перегрева). Одной рукой удержать автомобиль в этой критической ситуации, да еще и на приличной скорости, практически нереально.

Отдельного внимания заслуживает культура вождения. С ней у нас в России вообще большие проблемы. Не включить «мигалку», то есть указатель поворота – это все равно что войти в комнату и не поздороваться или высморкаться на пол. Такой поступок – демонстрация неуважения к окружающим, к другим участникам движения. Включать указатели поворота необходимо при любом маневре! Хочу акцентировать на этом внимание читателей особо, так как некоторые «водители от Бога» считают, что оказать помощь другим водителям, а именно для этого правила предписывают включать указатели поворотов при перестроении, ниже своего достоинства.

Должны ли инструкторы в автошколе учить культуре на дорогах? Безусловно! Но не только этому. Очень важно сформировать поведение, в основе которого – дружественное отношение к другим участникам движения. Дорога – это не место для выяснения отношений, проявления своих амбиций или удовлетворения своего самолюбия грубостью по отношению к другим. Автомобиль – штука серьезная. Если человек вошел в комнату, не поздоровавшись, – ничего страшного, а вот если он не включил «поворотник» – это может привести к аварии, к трагедии, причем не только его, но и окружающих. Обычно инструктор с умным видом рассказывает о правиле трех «Д»: «дай дорогу дураку». А что, если попробовать по-другому? Назовем это правило лекарством от аварий. Чудодейственное свойство лекарства от аварий – исправлять ошибки других водителей. Именно так можно стать очень хорошим водителем.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru